Письмо из прошлого. «В Куйбышевском Дворце пионеров в 1937-1940 годы, и краткие биографические сведения Епифанова Алексея Николаевича» - Самарский Дворец детского и юношеского творчества

Сбросить

Х

Версия для слабовидящих

Самарский Дворец детского и юношеского творчества


Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Самарской области

Во Дворец пионеров я был принят в 1937 году после успешного участия в начале года в выставке-конкурсе областного комитета Союза работников начальной и средней школы и Дома учителя, посвященного 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. На этой выставке меня премировали и рекомендовали к поступлению в изостудию Дворца пионеров.
Участием в Пушкинской выставке я обязан учительнице рисования художнице Южаниной Ю.С., которая преподавала в нашей 6 школе рисование и черчение, а в выходные дни вела изокружок для школьников, любителей рисования.
В то время наш Дворец не имел своего помещения, и кружки и студии Дворца размещались в школах. Помню, что наша изостудия занималась по выходным дням в помещении школы на улице Фрунзе, между улиц Некрасовской и Льва Толстого. Меня зачислили в группу, которая вскоре получила названия «старшей».
Руководил изостудией энтузиаст своего дела художник-методист Кротовский Николай Андреевич, который не считаясь с большими неудобствами, вызванными отсутствием постоянного помещения Дворца и изостудии, всегда старался создать максимум удобств и рабочую обстановку для изостудийцев.
Запомнился его негромкий спокойный голос, который он никогда не повышал, мягкая, грузноватая походка. Если студиец не являлся на очередное занятие, то Николай Андреевич беспокоился и посылал по почте открытку с запросом о причине пропуска занятия и о месте и времени следующего занятия, так как место и время занятий часто менялись. Он был очень чуток и внимателен к студийцам.
На занятиях мы рисовали с натуры натюрморты: чучела птиц, гипсовые предметы, статуэтки карандашом и акварельными красками. Работали над композициями на заданные темы. Николай Андреевич проводил беседы о жизни и творчестве великих русских и мировых классиков живописи.
Проводил экскурсии в художественном музее. Весной, во время ледохода, мы всей группой ходили на Волгу писать этюды: ледоход. Готовились к очередным художественным выставкам, в которых студийцы активно участвовали.
И я принимал участие в детских художественных выставках и довольно успешно. Несколько раз получал первые премии, например, на городской выставке современного рисунка, посвященной XX годовщине Октября. На областной выставке был в числе участников, получивших первые премии (четыре человека) - поездка в Москву на две недели для знакомства с музеями столицы. Ездили мы в июле 1938 года. Помню, что нас сопровождал Карпоносов Аркадий Львович, молодой учитель рисования. Поездка была очень интересной и полезной.
В июле 1937 года народным комиссаром просвещения РСФСР и институтом мировой литературы имени Горького к первой годовщине со дня смерти А.М. Горького проводился конкурс на лучший рисунок по его произведениям. Изостудия послала ряд работ.
Мной было послано пять работ акварелью и карандашом на темы произведения Горького «Мать», «Дед Архип и Ленька». Работы прошли по конкурсу и были показаны на выставке в Москве в Центральном доме художественного воспитания детей РСФСР, о чем меня известили официальным документом с благодарностью за участие в конкурсе (документ сохранился). В журнале «Юный художник» №12 за 1937 год (орган ЦК ВЛКСМ), была помещена статья С. Луначарской с рецензией на работы этой выставки, несколько строк было уделено и моим рисункам.
«К роману «Мать» юные художники дали не так много иллюстраций. Но две из них очень характерны. Алеша Епифанов изобразил в иллюстрации раздачу матерью прокламаций на вокзале, причем она это делает открыто и смело.
Видно, что автору представлялась не столько подпольная работа царского времени, сколько советский рабочий митинг. Зато его же рисунок изображающий столкновение рабочей демонстрации с отрядом войск, сделан более правдиво»[1].
За давностью времени я не помню всех выставок, в которых принимали участие изостудийцы Дворца пионеров, да и все газеты с рецензиями не сохранились. Но еще одну выставку я помню. Она входила составной частью в Первую областную олимпиаду детского творчества, открытие которой было 19 июня 1940 года. К ней вели подготовку все студии и кружки Дворца пионеров и огромного количества школ области. Много работ было показано изостудийцами Дворца пионеров. На олимпиаде меня премировали фотоаппаратом.
В те годы по образцу «Пионерской правды» в городе Куйбышеве издавалась областная пионерская газета «Будь готов», и весь номер газеты за 19 июня 1940 года был посвящен открытию олимпиады и ее участникам.
На страницах этого номера выступили участники Олимпиады с рассказами, стихами, заметками.
А на четвертой странице художественное оформление, - заголовки и иллюстрации, - было поручено изостудийцам, участникам Олимпиады - Александру Васильеву и мне.
Годы пребывания в изостудии остались в моей памяти как годы активной и интересной работы по освоению азов изобразительной грамоты и хорошей дружбы с товарищей-студийцев. С большой теплотой и благодарностью мы, бывшие студийцы, вспоминаем нашего наставника-руководителя Николая Андреевича Кротовского.
Несколько строк из своей биографии:
Школу №6 я окончил весной 1940 года. В ряды советской армии был призван в декабре 1941 года. Служил в артиллерийском полку стрелковой дивизии наводчиком орудия. В годы войны не забывал рисования. По просьбе командиров сделал несколько панорам с наблюдательных пунктов (это - «зона артогня дивизиона», т. е. то, что просматривается с наблюдательного пункта на линии обороны врага: доты, дзоты, ориентиры и т.д.). Когда позволяла обстановка, делал для себя наброски карандашом. Рисовал портреты друзей - солдат и офицеров. Однажды по заданию политотдела дивизии нарисовал несколько больших щитов-плакатов для идеологической обработки немцев. Их выставляли на переднем крае, у наших окопов, в зоне видимости врага. Во время наступления писал на домах и заборах призывы и лозунги для наших наступающих войск. Это делалось мной «без отрыва от артиллерии». В конце войны был переведен в политотдел дивизии (некоторое время работал художником передвижного клуба дивизии).
После войны окончил с отличием Казанское художественное училище в 1953 году и был направлен в художественный институт для продолжения образования. Но по семейным обстоятельствам дальше учиться не пришлось и поступил на работу в Куйбышевское отделение Художественного фонда РСФСР художником, где работало по сей день.
Имею награды: медаль «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «20 лет победы над Германией», «50 лет вооруженных сил», нагрудный знак «25 лет Победы над Германией». В Комсомоле состоял с 1942 года до VIII 1944 года. В кандидаты КПСС с VIII 1944 года, в члены КПСС с X 1945 года.Сейчас состою на партучете в первичной парторганизации Куйбышевской организации Союза Художников и мастерских художественного фонда РСФСР. Неоднократно избирался в партбюро. С декабря 1968 года по сей день состою членом Совета музея Комсомольской славы школы №6 им. Ломоносова. Участвовал в организации этого музея. Выполняю обязанности хранителя фондов, фотографа и художника.

А.Епифанов

3 марта 1974.

Список источников и литературы:
1. С. Луначарская. Детские иллюстрации к произведениям Максима Горького//Юный художник. 1937 г. С.21

Подготовил – Сергей Васюткин