1938 год. Дети переступают порог Дворца детей на улице Куйбышева. Одними из первых были друзья природы — растениеводы и цветоводы.
На протяжении многих лет юннатский отдел был гордостью Дворца. Чему только не научились несколько поколений советских детей за эти десятилетия!
А начиналось все в далекие 30-е годы. Тогда кружковцы работали и проводили опыты на базе детского парка. Дети учились ухаживать за животными, растениями, цветами, деревьями. В парке был живой уголок, где проживали: волк, лиса, зайцы, ежи и барсуки.
После Великой Отечественной войны отдел юннатов был расширен — появились кружки садоводов-мичуринцев, юных астрономов, препараторов-таксидермистов, кролиководов, аквариумнистов и краеведов-туристов (о работе которых мы уже рассказывали). Рассвет отдела юных натуралистов пришелся на 50-е и 60-е годы XX века.
Каждый кружок и отдел работали по целому ряду направлений. Отдел организовывал помощь школам города на учебно-опытных участках, проводил массовые мероприятия для юннатов города, организовывал представление экспонатов на ВДНХ. В самих кружках педагоги воспитывали чувство ответственности, «желание своим трудом, поведением, учебой умножить честь кружка и Дворца пионеров»[1,1].
В течение года дети проводили городские и районные выставки цветов, практические занятия по сельскому хозяйству с учащимися школ, спортивно-туристскую игру на местности.
Летом совет отдела проверял подшефных участков по озеленению города, проводил сбор семян дикорастущих цветов и деревьев и заготовку кормов для птиц. Юннаты собирали лекарственные растения, гербарный материал, совершали традиционный поход на Чарокайку — для проведения вечера торжественного прощания с выпускниками кружков и выполнения работ по заданию географического общества СССР.
На протяжении ряда лет отдел юннатов возглавлял работу пионеров города по охране природы. Отдел ежегодно проводил пионерские праздники «В защиту зеленого друга», «Городской слет юннатов», «День птиц», «Праздник Урожая», «Елка в лесу», «Праздник цветов», цель которых была привлечь ребят к охране природы родного края. Эту же цель преследовали и семинары с учителями биологии, старшими пионервожатыми, студентами Педагогического института, которые проводили преподаватели отдела.
Кружковцы отдела являлись инициаторами создания «зеленых патрулей» в городе, принимали активное участие в проведении утренников друзей природы во Дворце пионеров и школах города.
Во всех кружках отдела уделялось время и гражданско-патриотическому воспитанию. Так, проводились беседы: «Естествознание и религия», «Космос в мечтах и действительности», «Коммунизм — это молодость мира и его возводить молодым», «День Советской Армии», «1 мая», а во время выезда на дачу, - о важнейших событиях в стране и области.
В целях сплочения коллектива отмечались дни рождения, «красные» дни календаря. У юннатов был общий день отдыха за Волгой.
Чтобы понять масштаб работы отдела приведем список мероприятий отдела лишь за один 1959 год:
- Было организовано 15 семинарских занятий с пионерскими работниками по вопросам натуралистической и краеведческой работы,
- Состоялся десятый городской слет юных друзей природы, в работе которого приняли участие делегаты 80 городских школ.
- Проведено 200 индивидуальных консультаций по вопросам натуралистической и краеведческой работы.
- Изготовлено и подарено школам 420 наглядных пособий по ботанике.
- Юннаты провели 2 утренника для учащихся 20 городских школ с рассказами о работе в кружках Дворца пионеров и практические занятия с учащимися 5-8 классов 9 школ города. Общий охват составил более 4000 человек.
- Отделом было подготовлено 2 районных и 1 школьный праздник Новогодней елки в лесу, проведены праздники птиц в 6 школах и праздники цветов в 2 школах и более 20 экскурсий по историческим местам города.
- Были переданы семена овощных, технических, цветочно-декоративных растений в 12 школ города.
- Состоялся смотр работы на школьных учебно-опытных участках в 71 школе (из 86). По результатам данного смотра была организована отправка экспонатов на тематические смотры-выставки в павильон «Юные натуралисты и техники» ВДНХ из лучших школ города №91, 103, 49, 50 и Дворца пионеров. Экспонаты были высоко оценены жюри. Представлено к награждению ВДНХ 60 юннатов.
- Проведено 2 экскурсии на ВДНХ в Москву с лучшими юннатами.
- Совместно с ГорОНО организована городская школьная выставка урожая, где участвовала 21 школа 5 районов[3,7].
Однако работа отдела не дает ясного представления о работе каждого из кружков. Остановимся на работе некоторых из них подробнее.
Уникальна история кружка садоводов-мичуринцев с его талантливыми педагогами Молчановым В.А. и Серебряковой Л.М.
Основной задачей педагогов являлось ознакомление кружковцев с разнообразием пород и сортов плодово-ягодных растений области. Садоводы-мичуринцы изучали многообразие дикорастущих плодовых растений, проводили опыты на учебно-опытном участке.
Во время учебной работы изучали плодовые области, их морфологию, размножение, уход, вредителей и болезни сада. Кратко знакомились с жизнью и деятельностью И.В. Мичурина[2,5].
На опытном участке педагоги учили юных садоводов подкормке винограда, яблони. Мичуринцы проводили опытные работы по размножению посадочного материала (смородины и винограда); учились прививать яблони, груши, вишни, абрикос; работать с новыми культурами; ухаживали и наблюдали за молодыми посадками растений и отбирали урожайные сорта; участвовали в выездах для участия в сельско-хозяйственных работах в совхозах.
Кружок вел наблюдение за молодыми посадками вишни, проводил уход и наблюдение за малиной, осуществлял сбор корма для птиц, лекарственных растений, семян деревьев, кустарников, цветов.
Когда дети работают с инструментами, это всегда требует особого наблюдения со стороны педагогов. Юннаты не были исключением. Вот что пишет в отчете о работе кружка садоводов за 1959 год Серебрякова Л.М.: «Основная, наиболее сложная работа, работа в питомнике — прививка. К этой работе мы начинаем готовиться со второй половины февраля - с начала марта месяца. В это время мы ведем подготовку к проведению весенней прививки черенком. При проведении этой работы мы разъясняем кружковцам, что инструмент должен быть острым, как бритва. Перед началом работы пробуем остроту на кусочке бумаги. Если он режет поперек папиросную бумагу, значит им можно работать. Такая подготовка, по-нашему, именно способствует серьезности при проведении этой ответственной работы, а также осторожности в обращении с инструментом.
При малейшем намеке на шалость в обращении с инструментом, последний отбирается у кружковцев, а кружковец предупреждается об опасности порезать себя или товарища»[3,4].
Не забывали садоводы-мичуринцы и про экскурсии по городу. Ездили в ботанический сад, сельскохозяйственный институт, плодово-ягодную станцию, музеи города, встречались с учеными.
Участвовал кружок и в работе со школами. Проводились смотры работ на школьных учебно-опытных участках.
Как заставить растение давать высокий и ранний урожай и вкусные плоды? Над этими вопросами работали многие юные опытники из кружка юных растениеводов. На учебных занятиях дети изучали строение растений, семян, птиц, рыб, работали с микроскопом.
На опытном участке дети кружка учились внекормовой подкормке помидоров, моркови, капусты.
Каждый выпускник кружка умел сортировать овощи, готовить гербарий дикорастущих растений, проводить фенологические наблюдения за культурами.
Юные растениеводы пополняли альбом древесных пород, фотографировали в разные периоды произрастание растений, разрабатывали и проводили праздник цветения, участвовали в походах по Самарской луке.
Руководителем кружка в разное время были талантливые педагоги — Черепова В.А. и Устинова А.А[1,6].
Необходимо сказать и об одном из первых кружков отдела — кружке цветоводов. Только за летний период дети успевали приготовить гербарии цветочно-декоративных растений, провести сбор семян цветов для посева будущего года, собирать коллекции семян цветов.
Опытные работы цветоводов включали: черенкование флокса, размножение многолетников путем деления корневищ, июньский посев астр для поздне-осеннего цветения, анализировали влияние минеральных удобрений на развитие и величину цветка, размножение роз горизонтальными отводками, и прививкой на шиповник.
Юные цветоводы ухаживали и осваивали цветники, вели за ними наблюдение в школах и предприятиях города, готовились и участвовали в городской выставке цветов.
Цветоводы активно посещали экскурсии, ездили в Ботанический сад, на областную станцию юннатов и к любителям-цветоводам.
Особое место в отделе занимал кружок кролиководов. В кружке поголовье составляло до 150 кроликов (!). Дети проводили опыты с различной подкормкой молодняка, следили и ухаживали за животными.
Особое внимание в кружке уделялось правилам поведения на участке. Кроликов содержали в индивидуальных клетках. Юные кролиководы поддерживали чистоту клеток и инвентаря - кормушек и поилок. Клетки ежедневно чистились. Систематически, не реже двух раз в год, весной и осенью проводилась дезинфекция клеток. Для этого осуществлялась тщательная механическая очистка. Кормушки, поилки и готовые для очистки клетки дезинфицировались опусканием их в кипящий щелок. Лишь после этого юные кролиководы сажали животных на место.
Мы перечислили далеко не все мероприятия и дела, проводимые отделом юннатов. Объем и характер их работы поражает и сегодня.
Многие выпускники отдела выбрали профессии схожие с работой в кружках. Стали ботаниками, ихтиологами, агрономами, садоводами, краеведами — специалистами различных отраслей.
Дворец помог им выбрать не только жизненный путь. Кружковцы отдела юных натуралистов, участвуя в конкурсах по охране природы, озеленению города, ухаживая за животными и птицами, воспитывали в себе чувство любви к родному краю, флоре и фауне, учились беречь окружающий мир, становились настоящими гражданами свой Родины!
Автор - Сергей Васюткин
Список источников и литературы:
- Архив СДДЮТ. План работы отдела натуралистов на лето 1960 г.
- Архив СДДЮТ. План отдела натуралистов Дворца пионеров и школьников г. Куйбышева на 1962-1963 учебный год.
- Архив СДДЮТ. Работа отдела юннатов в 1959-60 году.